Выбираем трансмиссионное масло:
Давайте на время дадим отдохнуть топору религиозных войн на тему, что лить в трансмиссию отечественного автомобиля – синтетику, полусинтетику или минералку. Часто споры возникают на пустом месте по причине непонимания или незнания. Без учёта, что климатические условия, режимы эксплуатации, конструктив, материалы, уровень износа, финансовые возможности и “религиозные взгляды” у оппонента отличны от ваших. Заметили как много факторов? И это ещё не все…
И опять начнём с непонятных букв...:
- Нормы SAE
- Нормы API
API GL-4
Масла для передач, работающих в условиях разной тяжести - от легких, до тяжелых. Содержат 4,0% эффективных противозадирных присадок. Предназначены для конусных и гипоидных передач, имеющих малое смещение осей, для коробок передач грузовых автомобилей, для агрегатов ведущего моста. Масла
API GL-4 предназначены для не синхронизированных коробок передач Североамериканских грузовых автомобилей, тягачей и автобусов (коммерческих автомобилей), для главных и других передач всех автотранспортных средств. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач, особенно в Европе. В таком случае на этикетке или в листе данных масла должны быть надписи о таком предназначении и подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.
API GL-5
Масла для наиболее загруженных передач, работающих в суровых условиях. Содержат до 6,5% эффективных противозадирных и других многофункциональных присадок. Основное предназначение - для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей. " Применяются как универсальные масла для всех других агрегатов механической трансмиссии (кроме коробки передач). Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин. В настоящее время классы
API GL-
1-
2-
3 и
6 не применяется, так как считается, что класс API GL-5 достаточно хорошо удовлетворяет наиболее строгие требования.
API MT-1
Масла для высоконагруженных агрегатов.
Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов).
Эквивалентны маслам
API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью. Содержат до 10% высокоэффективных противозадирных присадок. " Предназначены для гипоидных передач со значительным смещением осей. " Соответствуют наивысшему уровню эксплуатационных свойств. "
Спецификации MIL. Спецификации трансмиссионных масел Вооруженных сил США были первыми, широко признанными во многих странах мира (страны НАТО). На основе этих спецификаций были разработаны не только стандарты категорий качества API, но и спецификации почти всех производителей машин. В спецификациях MIL предусмотрена целая система химических, физических и стендовых испытаний, позволяющих оценить свойства трансмиссионных масел. На сегодняшний день большинство взяты на вооружение API и объединены.
- Нормы OEM:
В Европе применяется классификация
ZF TE-ML (
Zahnradfabrik Friedrichshafen), которая охватывает все масла. Европейские производители масел стараются получить аппробацию
ZF. Эта система классификации в Европе становится основной. Остановимся только на тех, которые могут иметь к нам отношение:
Система классификации
ZF.
ZF TE-ML 01 - Механические несинхронизированные коробки передач с шестернями постоянного зацепления (коммерческие автомобили), с включением всех передач при помощи зубчатых муфт. Базовое масло должно содержать не более чем 2 % растворимых присадок (модификатора индекса вязкости, депрессанта температуры застывания и др.) помимо противозадирных (ЕР) присадок.
ZF TE-ML 02 - Механические и автоматические трансмиссии грузовых автомобилей и автобусов.
Апробированные классы ZF TE-ML 02:
-
ZF TE-ML 02A - масла для передач, классы
API GL-4,
MIL-L-2105; вязкость SAE
80W /
80W-85 /
80W-90;
-
ZF TE-ML 02B - масла для передач; вязкость SAE
80W /
80W-85 /
80W-90 /
75W-80 /
75W-85 /
75W-90;
-
ZF TE-ML 02C - сезонные моторные масла; вязкость SAE
30 /
40;
-
ZF TE-ML 02D - масла для передач, (базовое масло полусинтетическое или синтетическое); вязкость SAE
75W-80 /
75W-85 /
75W-90;
-
ZF TE-ML 02F - жидкости для автоматической коробки передач (
ATF), соответствующие требованиям стандарта Концерна ZFN 13015 и специальным требованиям.
ZF TE-ML 05 - Ведущие мосты внедорожной мобильной техники
Апробированные классы ZF TE-ML 05:
-
ZF TE-ML 05A - масла для передач (базовое масло минеральное или полусинтетическое); вязкость SAE
75W-90 /
75W-140 /
80W-90 /
80W-140 /
85W-90 /
85W-140 /
90;
-
ZF TE-ML 05B - масла для передач (базовое масло синтетическое); вязкость SAE
75W-90 /
75W-140;
-
ZF TE-ML 05C - масла для передач, с присадками ограниченного скольжения (базовое масло минеральное); вязкость SAE
75W-90 /
75W-140 /
80W-90 /
80W-140 /
85W-90 /
85W-140 /
90;
-
ZF TE-ML 05D - масла для передач, с присадками ограниченного скольжения, (базовое масло синтетическое); вязкость SAE
75W-90 /
75W-140.
ZF TE-ML 08 - Системы рулевого управления (без гидроусилителя) легковых и грузовых автомобилей, автобусов и внедорожной мобильной техники.
ZF TE-ML 09 - Системы рулевого управления (с гидроусилителем и маслонасосом) легковых и грузовых автомобилей, авто-бусов и внедорожной мобильной техники.
Апробированные классы ZF TE-ML 09:
-
ZF TE-ML 09A - жидкости для автоматической коробки передач (
ATF);
-
ZF TE-ML 09B - жидкости для автоматической коробки передач (
ATF).
ZF TE-ML 11 - Механические и автоматические трансмиссии легковых автомобилей.
Апробированные классы ZF TE-ML 11:
-
ZF TE-ML 11А - жидкости для автоматической коробки передач (
ATF);
-
ZF TE-ML 11В - жидкости для автоматической коробки передач (
ATF).
ZF TE-ML 12 - Ведущие мосты легковых автомобилей, коммерческих транспортных средств и автобусов.
Апробированные классы ZF TE-ML 12:
-
ZF TE-ML 12A - минеральные или полусинтетические масла для передач; вязкость SAE
75W-90 /
75W-140 /
80W-90 /
80W-140 /
85W-90 /
85W-140 /
90;
-
ZF TE-ML 12В - синтетические масла для передач; вязкость SAE 75W-90 / 75W-140;
-
ZF TE-ML 12C - минеральные масла для передач, с присадками ограниченного скольжения; вязкость SАЕ
75W-90 /
75W-140 /
80W-90 /
80W-140 /
85W-90 /
85W-140 /
90;
-
ZF TE-ML 12D - синтетические масла для передач, с присадками ограниченного скольжения; вязкость SAE
75W-90 /
75W-140;
- Из чего они:
Для улучшения противоизносных свойств трансмиссионных масел при их приготовлении используют неочищенные остатки от прямой перегонки нефти, которые содержат естественные полярно-активные вещества: смолы, асфальтены, сернистые и кислородные соединения. Используют также экстракты от селективной очистки моторных масел (регенерация). Разумеется, используется и синтетическая основа. Встречаются (очень редко) масла изготовленные на 95% из ПАО. В основном, как и в случае моторных масел, изпользуются в основном базовые масла с I по III группы по API.
- Базовые масла - 36-96%
- модификатор вязкости 0-50%
- депрессанты 0-2%
- пакет присадок 4-12%
- Для чего они:
- Любимая тема – сальники:
Стойкость эластомерных деталей (сальников, манжет, прокладок и др.) при продолжительном контакте с маслом оценивается в зависимости от состава и типа эластомера. Так как в эластомеры вводят противоокислительные, антифрикционные и другие добавки, при воздействии масла и смазки эластомерные детали могут набухать, терять свою эластичность или твердеть. Интенсивность старения зависит от свойств эластомеров, химического состава масла и температуры. Эластомеры быстро стареют при воздействии на них продуктов окисления масла. Отрицательное влияние на эластомеры, особенно при повышенной температуре, оказывают противозадирные (ЕР) присадки. Сера, входящая в состав таких присадок, вулканизирует резину, которая от этого твердеет и уменьшается по объему. Воздействие масла на эластомеры всегда проверяется. В лучшем случае изменение объема эластомеров не должно превышать 6 %, на практике допускается до 15 %.
- Присадки какие и для чего:
- От чего масло “стареет”:
- Что и куда лить:
Масла для МКПП – API GL-4, GL-4+ (
MIL-L-2105,
ZF TE-ML-02)
Для работы синхронизаторов вязкость масла должна быть низкой. Кроме того, синхронизаторы изготовляются из медных сплавов, поэтому противозадирные присадки могут вызывать их коррозию. Вследствие этого для механической коробки передач применяются масла малой и средней вязкости и с умеренными присадками.
Масла для раздаточной коробки передач - API GL-4, GL-4+, GL4/GL5, GL-5, GL-5+.
Для масел раздаточных коробок передач особых требований не предъявляется, и для них применяются те же масла, что и для механических коробок передач или передач ведущего моста.
Ведущие мосты легкового автомобиля или внедорожника - API GL-5, GL-5+.
В гипоидной передаче условия работы особенно тяжелые. На зубья действует высокое контактное давление (до 4000 МПа), проявляются динамические нагрузки, удары, высокая скорость скольжения (до 15 м/с). Для эффективного смазывания и снижения износа применяются более вязкие масла API GL-5 с противоизносными и противозадирными присадками, называемые
ЕР (
Extreme Pressure – высокое давление) присадками. В зоне высокого нагрева присадки разлагаются с выделением химически активных элементов - хлор, серу, фтор, которые на трущихся поверхностях реагируют с металлом и образуют хемосорбционную защитную пленку, отличающуюся пластичностью и хорошим сцеплением с металлом. Но они же способны вызывать коррозию деталей из сплавов меди (синхронизаторов, вкладышей подшипников), а также оказывать влияние на фрикционные свойства трущихся поверхностях, особенно это касается синхронизаторов.
Тем, кто установил самоблок API GL-5+, GL-5 LS (Limited Slip):
Для дифференциала повышенного трения могут применяться те масла, которые соответствуют требованиям спецификаций
MIL-L-2105D (страны НАТО) или
ZF TE-ML-05D,
ZF TE-ML 05C,
ZF TE-ML 12D,
ZF TE-ML 12C (все Европейские страны). Тогда обозначение класса имеет дополнительные знаки, например,
API GL-5+ или
API GL-5 LS.
Универсальный вариант для машин с полным или задним приводом:
Универсальные трансмиссионные масла
API GL-4/GL-5 (
Total Drive Line или
TDL), обладают хорошими смазывающими свойствами, применяются для гипоидной и механической коробки передач. Содержат активные разделяющие присадки, которые одновременно способны образовать хемосорбционную пленку и являются малоагрессивными в отношении цветных металлов. Могут быть использованы как в мостах, так и раздаточной коробке или МКПП.
Надеюсь, всем понятно, что самостоятельно смешивая между собой масла двух классов
GL-4 и
GL-5, вы достигнете только более высокого уровня коррозийной активности и снизите противоизносные свойства масла более высокого класса. Если это будут к тому же масла от разных производителей, никто не гарантирует вам, как будет обстоять дело со вспениваимостью.
- На что обратить внимание при выборе:
- Примеры масел
В разработке... Имею право на личную жизнь
:P